" В учении о Великом Совершенстве(дзогчен) главный вопрос всегда заключается в том, осознаём ли мы свою истинную сущность и понимаем ли, что отражение этой сущности проявляется в виде опыта.
Сновидения-это отражение нашего собственного ума. В этом легко убедиться, когда мы просыпаемся; так, обретшие просветление будды узнают, что все сущности и объекты сансары-не белее чем иллюзия. Подобно тому как осознание иллюзорной природы сновидения во сне требует практики, такая же практика необходима и для осознания иллюзорной природы жизни в состоянии бодрствования."
"Процесс, который порождает опыт, один и тот же и во сне и наяву. Весь мир-это своего рода сновидение; учитель; учение и результат нашей практики-всё это сновидение, и это сновидение не прерывается до тех пор, пока мы не сможем обрести освобождение в чистом состоянии ригпа( это абсолютное ничто, врождённое и присутствующее в сознании каждого существа, в каждом акте психического или мыслительного события и даже в промежуточном состоянии между смертью и новым рождением — бардо)"
"Не зная, как работать с мыслью, мы позволяем мыслям управлять нами. Если же мы знаем, как работать с мыслью, это значит, что мы осознаём мысль и либо используем её во благо, либо высвобождаем её в пустотную сущность. ... Точно так же для продвижения по этому пути можно использовать заблуждение, страдание или любое переживание. Но при этом мы должны понимать, что суть всего сущего-пустота. Если мы понимаем это, мы свободны каждое мгновение своей жизни, а весь наш опыт представляет собой духовную практику: любой звук-это мантра, любая форма-чистая пустота, а любое страдание-урок. Именно в этом состоит суть так называемого "превращения в путь"
"Если мы осознаём, что гнев не имеет под собой объективной основы и, подобно сновидению, является всего лишь отражением ума, узел гнева ослабевает и больше не связывает нас. Если мы осознаём, что то, чего мы боялись, принимая за змею,-это все лишь верёвка, власть этого образа над нами исчезает. Понимания того, что все видимые явления-это только сияние пустоты, приводит нас к осознанию единства ума и опыта"
"В тибетском языке есть слово лхундруб , которое переводится как "спонтанное совершенство". Это означает, что никто ничего не создаёт. Всё просто существует ка есть, спонтанно возникая из основы бытия в виде совершенного проявления пустоты и ясности.Кристалл не порождает свет; излучать свет-это его естественная функция. Зеркало не выбирает, какое лицо ему отражать; отражать всё-это его природа. Когда мы осознаём, что всё существующее, в том числе наше привычное ощущение собственного "Я",-это всего лишь проекция ума, мы сможем обрести освобождение"
(Т.В.Ринпоче "Тибетская йога сна и сновидений")