Блоги Садик императрицы Александры Фёдоровны — супруги Николая I — в Зимнем дворце

Темы связанные с различными вопросами по Блогам.

Василиса Микулишна

Активный
Команда форума
Совет Блогеров
Группа Практиков
Регистрация
1 Март 2021
Сообщения
133
Реакции
175
Баллы
46
Зимний сад императрицы Александры Фёдоровны, супруги императора Николая I, был одним из самых необычных интерьеров Зимнего дворца. Когда за окнами бушевала зимняя стужа, члены царской фамилии и их приближённые могли, не покидая резиденцию, отдыхать под сенью южных растений, наслаждаясь ароматом живых цветов, шумом фонтанов и пением птиц. Современник императрицы автор брошюры «Возобновление Зимнего дворца» литератор Александр Башуцкий писал: «…высокая Хозяйка этого благодатного жилища и в глубокую зиму может заставить царствовать весну».

Идея создания Зимнего сада, или как его ещё называли, «Цветника» или «Оранжереи», возникла ещё до пожара 1837 года, но воплощена в жизнь она была уже после восстановления дворца, в конце 30-х годов XIX столетия. Архитектор А. П. Брюллов сумел в небольшом, узком и тесном помещении устроить Садик с гротом, фонтаном и множеством растений. Брюллов использовал богатый арсенал профессиональных приёмов и сделал всё, чтобы избежать ощущения тесноты и иллюзорно раздвинуть границы зала. С помощью арочных проёмов, в которых находились остеклённые двери, он объединил Садик с соседним помещением — Будуаром. Зрительно это создавало впечатление большего объёма. Торцовую, западную стену занимала большая остеклённая дверь, ведущая на балкон, а противоположную, восточную, архитектор декорировал зеркальной трёхчастной беседкой, которая великолепно создавала иллюзию увеличения объёма зала. Этой же цели служил перекрывавший помещение цилиндрический свод, зрительно увеличивавший помещение. Весь верхний ярус был украшен «лепными гирляндами из цветов» и изящной полихромной росписью.

На акварели Эдуарда Гау видно, что Оранжерея располагалась на двух уровнях и опускалась ниже плоскости пола, занимая пространство антресолей первого этажа. А. Башуцкий так описывает это помещение: «…вы сходите туда широкою мраморною лестницею, с обеих сторон украшенною растениями и цветами, и достигаете площади этого прохладного цветника, вымощенной… мелкими кусками мрамора… Посредине бьёт из мраморной чаши фонтан; кругом цветы и растения… льющие в воздух благоухания; в углублении восхитительный грот».

При оборудовании Цветника была решена сложная техническая задача по устройству фонтана и созданию микроклимата, необходимого для жизни растений. Для этой цели в расположенной рядом с Садиком Проходной (современный зал № 180) поставили котёл, где нагревалась вода, подававшаяся по трубам в нижнюю часть Оранжереи для её обогрева. Помимо котла комфортную температуру поддерживал камин, расположенный на уровне второго этажа, в центральном простенке, отделявшем пространство этого зала от соседнего помещения Будуара.

Цветы и деревья в кадках преображали это небольшое пространство, делая его поистине сказочным. Неслучайно Оранжерея производила незабываемое впечатление на всех, кому довелось побывать здесь. Одна из современниц, рассказывая о посещении дворца, с восторгом вспоминала «зимний сад, где порхали птички на свободе с одной пальмы на другую, а в клетках кричали пёстрые попугаи». Сама же хозяйка этого оазиса — императрица Александра Фёдоровна — «в окружении… множества цветов сама напоминала небесный цветок, случайно проросший на земле».

В конце XIX века в помещении, где находился Садик, разместился совсем иной по своему назначению и художественному решению интерьер – Кабинет правнука императрицы Александры Фёдоровны — императора Николая II.

Литература:
Башуцкий А. Возобновление Зимнего дворца в Петербурге. СПб., 1839.
Пашкова Т. Л. Император Николай I и его семья в Зимнем дворце. Ч. 1-2. СПб., 2014.
Эрмитаж: История строительства и архитектура зданий / В. М. Глинка, Ю. М. Денисов, М. В. Иогансен и др.; под общ. ред. Б. Б. Пиотровского. Л., 1989.
The Winter Palace Saint-Petersburg: [album] / pref. by M. B. Piotrovsky; introd. and comment. by M. F. Korshunova; with the collab. of T. B. Bushmina and T. B. Semionova; ed. director: E. Ducamp. Paris, 1995.

  • YeS0VUOA4YfPNBDzo4ws3KuAshPydorzBa0uBLA8iYOZIKx-zmHoYVv02d7B4tw-.jpg
  • YeS0VUOA4YfPNBDzo4ws3Ih2wg4Bm4v7DcU_oryCjrgJmS_DJnoIEhlShsXfut6Z.jpg
  • YeS0VUOA4YfPNBDzo4ws3GFPZtOBK3iWycWeGYyDE96jaYBgj8BtsU-xnOpUGiH5.jpg
  • YeS0VUOA4YfPNBDzo4ws3Fh4H3CpRPgxvqsxSUJznwi_K8otYzix9xk2nowG9AWg.jpg
  • YeS0VUOA4YfPNBDzo4ws3FEOF8DZPSEc03eLUSblP5Tqg-zkvr9a16sP8PYiCHHq.jpg
  • YeS0VUOA4YfPNBDzo4ws3Ki1vh-oFIdpGvbNGVGc8m4-o7rmyr7-fFCI_A7mdFIk.jpg

Читать далее...
 

Онлайн статистика

Пользователи онлайн
0
Гости онлайн
3
Всего посетителей
3
Общая
Help Users
  • No one is chatting at the moment.
    Общая
    Help Users
    • No one is chatting at the moment.
      Верх Низ